Выполнение полетов в условиях EUR RVSM.    

 

Содержание:

 

  1. В полете за 10-12 мин до входа* в ВП RVSM

  2. Вход в ВП RVSM и переход от CVSM к RVSM.

  3. Выдерживание эшелонов RVSM.

  4. Изменение эшелонов RVSM.

  5. Выход из ВП RVSM и переход от RVSM к CVSM.

  6. Действия при потере воздушным судном статуса "Допущенного к RVSM".

  7. Действия при умеренной или сильной турбулентности в ВП RVSM.

  8. Действия при потере связи в ВП RVSM.

  9. Действия при нарушениях требований EUR RVSM.

  10. Выполнение полетов в условиях RVSM Азиатского региона.

 

  1. В полете за 10-12 мин до входа* в ВП RVSM

* процедуры не выполняются при вылете из а/п вблизи ВП RVSM.

 

1.         Убедиться в исправной работе и установке стандартного давления на обоих основных высотомерах пилотов. Расхождения в показаниях двух основных высотомеров не должны превышать 60 м (200 фут). Зафиксировать в штурманском бортжурнале или заменяющем его документе время контроля и фактические показания основных высотомеров пилотов.

2.         Убедиться в исправности канала стабилизации высоты автопилота. Отклонения от высоты выдерживаемого эшелона (AAD) в режиме стабилизации высоты не должны превышать 65 фут - 20 м (200 фут - 60 м в условиях умеренной или сильной болтанки).

3.         Убедиться в исправности ответчика ACAS и сопряжения основных высотомеров командира ВС и второго пилота с ответчиком ACAS по первому и второму каналам. Косвенными признаками исправной связи ответчика ACAS с высотомерами является индикация на TD отметок от других ВС с разницей высот, кратной 1000 ± 100 фут (10 ± 1 единица), как на основном, так и на резервном канале связи с высотомерами.

Примечание. При сомнениях в правильности передаваемой ответчиком ACAS высоты полета  запросить диспетчера ОВД значение передаваемой ответчиком ACAS высоты. Отклонения значения высоты, передаваемой ответчиком, от значений высоты, индицируемой на основном высотомере командира ВС, не должны превышать 30 м (100 фут).

Если указанный допуск превышен, перейти на резервный канал связи ACAS с высотомерами и повторить запрос, сравнивая высоту, передаваемой ответчиком ACAS, с высотой, индицируемой на основном высотомере 2-го пилота. Если отклонение не превышает 30 м (100 фут), то ответчик считается исправным, но рабочим основным высотомером на весь полет в пределах ВП RVSM считается высотомер второго пилота.

4.         В случае отказа или превышения указанных в пп. (1) – (3) контрольных значений при проверке СВЭ RVSM ВС теряет статус "Допущенного к RVSM", о чем экипаж немедленно сообщает органу ОВД – "UNABLE RVSM DUE EQUIPMENT" и запрашивает эшелон 280 или 270 для продолжения полета до аэродрома назначения – "REQUEST FL..(280) AFTER (ENTRY POINT) TO CONTINUE FLIGHT BELOW RVSM AIRSPACE".

5.         При прохождении пункта обязательного донесения, предшествующего точке входа в ВП RVSM, в обязательном порядке производится доклад о его прохождении (с указанием времени UTC).

 

  1. Вход в ВП RVSM и переход от CVSM к RVSM.

 

1.         До прохождения точки входа в ВП RVSM при переходе от эшелонов полета в метрах (действующих в ВП России) и занятии эшелонов CVSM в футах, производится изменение режима индикации основных высотомеров из метровой в футовую систему и установка значения CFL CVSM в футах на задатчиках высоты основных высотомеров пилотов. 

2.         Переход от эшелонов CVSM к эшелонам RVSM начинается и завершается в пределах ТрВП RVSM с разрешения или по указанию диспетчера, осуществляющего УВД в ТрВП RVSM. Процедура перехода должна быть завершена до прохождения пункта передачи управления смежному органу ОВД, граничащему с ТрВП RVSM. 

3.         В  начале вертикального маневра по изменению эшелона на задатчиках высоты обоих основных высотомеров пилотов установить значение CFL RVSM. После установки заданного значения штурман ВС (для самолетов Ил-76, Ту-134, Ан-12 бортинженер) контролирует правильность установки и докладывает экипажу: «эшелон ..(CFL).. на задатчиках высотомеров левого и правого пилота установлен».

4.         Занятие эшелона выполняется с небольшими вертикальными скоростями набора или снижения таким образом, чтобы исключить «проскакивание» CFL RVSM на величину более 150 фут  независимо от режима управления ВС и условий полета.

5.         CFL занимается и выдерживается по основному высотомеру командира ВС, сигналы от которого поступают в  оборудование ACAS. Если вследствие неисправности 1-го канала высоты оборудования ACAS рабочим выбран 2-ой канал, то и рабочим основным высотомером является высотомер второго пилота.

6.         После занятия CFL в горизонтальном полете по команде командира ВС штурман сравнивает показания двух основных высотомеров пилотов и докладывает величину расхождения в их показаниях. Если расхождение в показаниях основных высотомеров (левого и правого пилотов) не превышает 200 фут, то работа высотомеров считается нормальной.   

7.         Если расхождение в показаниях основных высотомеров (левого и правого) превышает 200 фут, то основные высотомеры для эшелонов RVSM считаются неисправными и экипаж действует в соответствии с положениями п. 6.  "Действия при потере воздушным судном статуса "Допущенного к RVSM".

8.         Командир ВС включает режим стабилизации высоты на автопилоте, убеждается в его устойчивой работе и отсутствии колебаний высоты более 65 фут (20 м) при выдерживании CFL  и при отсутствии турбулентности.

9.         Если колебания высоты в режиме стабилизации высоты на автопилоте при выдерживании CFL превышают 65 фут (20 м), то этот режим работы автопилота для эшелонов RVSM считается неисправным  и экипаж действует в соответствии с положениями п.6. "Действия при потере воздушным судном статуса "Допущенного к RVSM".

10.      Командир ВС дополнительно убеждается в том, что:

-     ACAS установлена в режим "TA/RA" и индикатор отказа ответчика не горит;

-     сигнализация об отклонении от заданной высоты не горит;

-     на обоих основных высотомерах пилотов установлено стандартное давление;

-     сигнализация о расхождении в показаниях основных высотомеров пилотов не горит.

Считается, что процедура перехода от CVSM к RVSM завершена и ВС выдерживает CFL

 RVSM только при соблюдении вышеперечисленных условий пп. 6 -  8.

 

  1. Выдерживание эшелонов RVSM.

 

1.      Выдерживание эшелона RVSM осуществляется по  основному высотомеру командира ВС или, при отказе 1-го канала высоты оборудования ACAS и переходе на второй канал,  по  основному высотомеру второго пилота.

2.      Подавление (отключение) сигнализации отклонения от заданной высоты не допускается. Значение CFL,  установленное на задатчике высоты, ни при каких обстоятельствах не изменяется в течение всего полета на данном эшелоне.

3.      Автопилот включается в режим стабилизации высоты и отключение этого режима допускается только в целях балансировки ВС, в условиях сильной и умеренной болтанки, а также для устранения отклонений от заданной высоты (AAD) на величину более 65 фут - 20 м (200 фут - 60 м для условий умеренной или сильной болтанки).   

4.      Если колебания высоты в режиме стабилизации высоты на автопилоте при выдерживании CFL превышают 65 фут - 20 м (200 фут - 60 м для условий умеренной или сильной болтанки), то этот режим работы автопилота для эшелонов RVSM считается неисправным  и экипаж действует в соответствии с положениями п.6. "Действия при потере воздушным судном статуса "Допущенного к RVSM".

5.      Контроль выдерживаемого CFL осуществляется по второму основному высотомеру второго пилота сравнением его показаний с основным высотомером командира ВС. Если расхождение в показаниях основных высотомеров (левого и правого) не превышает 200 фут, то работа высотомеров считается нормальной.   

Если расхождение в показаниях основных высотомеров (левого и правого пилота) превышает 200 фут, то основные высотомеры для эшелонов RVSM считаются неисправными и экипаж действует в соответствии с положениями п.6.  "Действия при потере воздушным судном статуса "Допущенного к RVSM".

6.      "Осреднение показаний высотомеров" на эшелонах RVSM не допускается. Показания футомеров типа УВИД-15Ф и высотомеров типа ВМ-15 в ВП RVSM могут использоваться только при нештатных ситуациях, например при отказе одного из основных высотомеров, потере статуса "Допущенного к RVSM" ВС и соответствующего доклада органу ОВД (см. "Действия при потере воздушным судном статуса "Допущенного к RVSM").   

7.      При длительном (более 1-го часа) полета на одном CFL экипаж через каждые 60 мин полета производит следующий контроль СВЭ RVSM:

-     контроль установки (индикации) стандартного давления на основных и вспомогательных высотомерах;

-     сравнение показаний основного высотомера второго пилота с показаниями основного высотомера командира ВС;

-     контроль исправности ответчика ACAS  (индикатор отказа ответчика не горит);

-     оценку стабильности выдерживания CFL в режиме стабилизации высоты на автопилоте. Колебания высоты не должны превышать 65 фут - 20м (200 фут - 60 м для условий умеренной или сильной болтанки).  

Если при таком контроле обнаружены неисправности или отклонения, превышающие допустимые значения для ВП RVSM, экипаж действует в соответствии с положениями п.6 "Действия при потере воздушным судном статуса "Допущенного к RVSM".

 

  1. Изменение эшелонов RVSM.

 

Изменение эшелонов RVSM производится после получения соответствующего указания или разрешения органа ОВД с соблюдением следующей процедуры:

  1. Установить новое значение CFL на задатчике высоты системы контроля и сигнализации отклонения от заданной высоты. После установки CFL на задатчике обоих основных высотомеров пилотов штурман ВС контролирует правильность установки CFL  и докладывает экипажу: "заданный эшелон ..(CFL).. на задатчике высоты левого и правого пилота установлен".   

2.   Плавным изменением угла тангажа установить вертикальную скорость набора или

      снижения не более 7.5 м/с, а при наличии на TD ACAS отметок от близких ВС (в 

      радиусе    5 м. миль  и при разнице высот ± 2000 фут и менее) – не более 5 м/с;

3.   Занятие нового эшелона выполнять таким образом, чтобы исключить «проскакивание»

      CFL на величину более 150 фут независимо от режима управления ВС и условий полета.

4.   После занятия нового CFL в горизонтальном полете по команде командира ВС штурман

      сравнивает показания двух основных высотомеров пилотов и докладывает величину

      расхождения в их показаниях. Если расхождение в показаниях основных высотомеров

      (левого и правого пилота) не превышает 200 фут, то работа высотомеров считается

      нормальной. 

  1. Если расхождение в показаниях основных высотомеров (левого и правого пилота) превышает 200 фут, то основные высотомеры для эшелонов RVSM считаются неисправными и экипаж действует в соответствии с положениями п. 6.  "Действия при потере воздушным судном статуса "Допущенного к RVSM".   

  2. Командир ВС включает режим стабилизации высоты на автопилоте, убеждается в его устойчивой работе и отсутствии колебаний высоты более 65 фут - 20 м (200 фут - 60 м для условий умеренной или сильной болтанки) при выдерживании CFL.

  3. Если колебания высоты в режиме стабилизации высоты на автопилоте при выдерживании CFL превышают 65 фут - 20 м (200 фут - 60 м для условий умеренной или сильной болтанки), то этот режим работы автопилота для эшелонов RVSM считается неисправным  и экипаж действует в соответствии с положениями п.6. "Действия при потере воздушным судном статуса "Допущенного к RVSM".   

  4. Командир ВС дополнительно убеждается в том, что при занятии нового CFL сигнализация об отказе ответчика  ACAS, отклонении от заданной высоты и о расхождении в показаниях основных высотомеров не горит.

Считается, что ВС заняло и выдерживает новый CFL RVSM только при соблюдении всех

 вышеперечисленных условий п.п. 4 - 6.

 

        5.   Выход из ВП RVSM и переход от RVSM к CVSM.

 

При прохождении пункта обязательного донесения, предшествующего точке выхода из ВП RVSM, в обязательном порядке производится доклад о его прохождении независимо от того, был или нет экипаж освобожден от этой процедуры, например, фразой диспетчера "OMIT POSITION REPORT".

1.        Переход от эшелонов RVSM к эшелонам СVSM начинается и завершается в пределах ТрВП RVSM с разрешения или по указанию диспетчера, осуществляющего УВД в ТрВП RVSM. Процедура перехода должна быть завершена до прохождения пункта выхода из ВП RVSM (внешней границы ТрВП RVSM). 

Примечание. При следовании на эшелонах RVSM 290, 330 и 370 в восточном направлении процедура перехода от RVSM к СVSM  не требует изменения эшелона полета.

2.        В  начале вертикального маневра значение разрешенного эшелона CFL CVSM устанавливается на задатчике высоты системы контроля и сигнализации отклонения от заданной высоты. После установки заданного значения на задатчике высоты основных высотомеров пилотов штурман ВС (для самолетов  Ил-76, Ту-134, Ан-12 бортинженер) контролирует правильность установки и докладывает экипажу: «эшелон ..(CFL).. на задатчиках высоты левого и правого пилота установлен».   

3.        Вертикальные скорости набора или снижения при изменении эшелона не должны превышать 7.5 м/с, а при наличии на TD ACAS отметок от близких ВС (в радиусе 5 м. миль и при разнице высот ± 2000 фут и менее) – не более 5 м/с.

4.        Процедура перехода  от RVSM  к CVSM считается завершенной только после занятия соответствующего эшелона полета CFL CVSM (в футах) и прохождения точки выхода из ВП RVSM (внешней границы ТрВП RVSM).

5.        Переход от эшелонов CVSM в футах на эшелоны полета в метрах в ВП России и СНГ не является процедурой перехода от RVSM к CVSM. Такой переход выполняется после пересечения границы России (СНГ) в соответствии с указаниями (разрешением) органа УВД. При переходе от эшелонов в футах на эшелоны в метрах производится изменение режима индикации основных высотомеров из футовой в метровую систему и установка значения заданного эшелона в метрах на задатчиках высоты основных высотомеров пилотов.

 

      6.   Действия при потере воздушным судном статуса "Допущенного к RVSM".

 

1.        Воздушное судно теряет статус "Допущенного к RVSM", если при проверке на земле или в полете проявился один или несколько перечисленных ниже отказов или отклонений в работе СВЭ RVSM:

  • техническая неисправность (отказ, непрхождение теста встроенного контроля) одного из двух или обоих основных высотомеров;

  • при нахождении на земле и при установленном одинаковом давлении аэродрома (QFE или QNH) показания двух основных высотомеров левого и правого пилотов отличаются на величину 100 фут  (30 м) и более;

  • в полете показания двух основных высотомеров левого и правого пилотов отличаются на величину, превышающую 200 фут (60 м);

  • обнаружена неисправность системы контроля и сигнализации отклонения от заданной высоты;

  • обнаружена неисправность ответчика ACAS, либо по информации органа ОВД становится очевидным, что передаваемая ответчиком высота отличается от фактической высоты, выдерживаемой по основному высотомеру, на величину, превышающую 300 фут (90 м), а переход на другой канал высоты ACAS не исправил ситуацию;

  • по любой причине невозможно включение режима стабилизации высоты на автопилоте, либо при включении этого режима наблюдаются отклонения в стабилизации высоты, превышающие 65 фут - 20 м (200 фут - 60 м в условиях умеренной или сильной болтанки);

  • от органа ОВД получено сообщение о том, что "…в соответствии с показаниями системы контроля характеристик выдерживания высоты полет выполняется с TVE, превышающей 300 фут (90 м), и/или ASE, превышающей 245 фут (75 м)".

2.        Если при предполетной подготовке ВС в базовом аэропорту обнаружены неисправности СВЭ RVSM, влекущие потерю статуса "Допущенного к RVSM", то:

-     сообщить по каналам связи в ПДО АТБ  и  ПДС авиапредприятия об обнаруженных неисправностях;

-     для вылета на аэродром, находящийся в пределах географических границ ВП RVSM, либо перенести вылет до устранения неисправности, либо отменить действующий RPL/FPL и представить в АДП альтернативный FPL, составленный для ВС, не имеющего статус "Допущенного к RVSM", в соответствии с требованиями п.8.1.10. (2) части А РПП.

3.        Если вследствие отказов СВЭ RVSM, произошедших в полете, ВС потеряло статус «Допущенного к RVSM» в не базовом аэропорту, находящемся в пределах географических границ ВП RVSM, то для вылета в обратном направлении (на базовый аэродром) или продолжения рейса экипаж:

-          немедленно сообщает органу ОВД аэропорта вылета о потере статуса фразой "NEGATIVE RVSM DUE EQUIPMENT" и о принятом решении (о переносе вылета или вылете в пределах установленного времени (SLOT, EOBT) с запросом изменений в отношении эшелона полета);

-          при необходимости представляет в органы ОВД альтернативный FPL, составленный в соответствии с требованиями п. 8.1.10.  части А РПП;

-          через представителя авиапредприятия или иным возможным способом сообщает в ПДС авиапредприятия о сложившейся ситуации и о ее развитии.

4.        Если ВС теряет статус "Допущенного к RVSM" в полете до прохождения точки входа в ВП RVSM, экипаж:

-     немедленно сообщает органу ОВД о потере статуса из-за отказа оборудования фразой "NEGATIVE RVSM DUE EQUIPMENT" и о принятом решении (о возврате на аэродром вылета, посадке на ближайшем аэродроме или продолжении полета до аэродрома назначения) и действует в соответствии с диспетчерскими указаниями или разрешениями;

-     при принятии решения о продолжении полета до аэродрома назначения – запрашивает эшелон полета ниже ВП RVSM фразой "REQUEST FL..(280).. AFTER (ENTRY POINT) TO CONTINUE FLIGHT BELOW RVSM AIRSPACE".    

5.        Если ВС теряет статус "Допущенного к RVSM" при нахождении в ТрВП RVSM, экипаж  немедленно сообщает органу ОВД о потере статуса из-за отказа оборудования фразой "NEGATIVE RVSM DUE EQUIPMENT" и о принятом решении (о возврате на аэродром вылета, посадке на ближайшем аэродроме или продолжении полета до аэродрома назначения) и действует в соответствии с диспетчерскими указаниями или разрешениями.

Примечание. При принятии решения о продолжении полета до аэродрома назначения следует учитывать, что наиболее вероятно снижение ниже ВП RVSM (до FL280 и ниже) и что снижение будет выполняться в пределах ТрВП RVSM.    

6.        Если ВС теряет статус "Допущенного к RVSM" при нахождении в ВП RVSM, экипаж  немедленно сообщает органу ОВД о потере статуса из-за отказа оборудования фразой "NEGATIVE RVSM DUE EQUIPMENT" и о принятом решении (о возврате на аэродром вылета, посадке на ближайшем аэродроме или продолжении полета до аэродрома назначения) и действует в соответствии с диспетчерскими указаниями или разрешениями.

Примечание. При принятии решения о продолжении полета до аэродрома назначения следует учитывать, что наиболее вероятно снижение ниже ВП RVSM (до FL280 и ниже) и что снижение будет выполняться в зависимости от воздушной обстановки.    

7.        Во всех случаях, когда отказы или отклонения в работе СВЭ RVSM, приведшие к потере статуса "Допущенного к RVSM", устранены или более не проявляются, считается, что статус "Допущенного к RVSM" восстановлен.

Если до этого органам ОВД уже было сообщено о потере статуса, то, независимо от того, снижено ВС или еще нет, экипаж немедленно сообщает о восстановлении статуса "Допущенного к RVSM" фразой "READY TO RESUME RVSM" и, при необходимости, запрашивает эшелон полета в ВП RVSM  фразой "REQUEST FL ..(340).. TO CONTINUE FLIGHT". 

 

      7.   Действия при умеренной или сильной турбулентности в ВП RVSM.

 

1.        При попадании в зону умеренной или сильной турбулентности, требующей отключение автопилота, или вследствие которой отклонения от CFL (AAD) превышают 200 фут (60 м), экипаж немедленно сообщает об этом органу ОВД фразой "UNABLE RVSM DUE TURBULENCE" и действует в соответствии с диспетчерскими указаниями или измененным разрешением. 

НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ, что при такой ситуации ВС не теряет статус "Допущенного к RVSM", но, в зависимости от ситуации, диспетчер ОВД может либо применить минимум вертикального эшелонирования с другими ВС в 2000 фут, что потребует изменения эшелона  полета, либо изменить направление полета для создания бокового эшелонирования с другими ВС, следующими на смежных эшелонах RVSM. 

2.        При прекращении или ослаблении турбулентности, когда становится возможным включение стабилизации высоты на автопилоте и точное выдерживание эшелона RVSM, и если до этого органам ОВД уже было сообщено о болтанке, экипаж немедленно сообщает о восстановлении выдерживания требований RVSM фразой "READY TO RESUME RVSM" и действует в соответствии с указаниями или разрешениями диспетчера.

 

       8.   Действия при потере связи в ВП RVSM.

 

1.      За исключением полета в транзитном воздушном пространстве (ТрВП) RVSM при потере связи в ВП RVSM Европейского региона каких-либо специальных процедур не установлено и применяются существующие процедуры ИКАО и процедуры, установленные Правилами пролетаемых государств.

2.      Поскольку стандартные процедуры ИКАО при потере связи в ТрВП RVSM  применить невозможно, полномочными органами государств, осуществляющих ОВД в этих районах, разрабатываются и публикуются в документах аэронавигационной информации (AIP) специальные процедуры на случай полета без связи при переходе от эшелонирования CVSM к RVSM и от RVSM к CVSM. Эти процедуры построены на использовании адаптированных структур маршрутов с горизонтальным разделением входа и выхода в ВП RVSM или с учетом схем распределения эшелонов (FLAS), по которым в пределах ТрВП RVSM вводится ограничение на использование эшелонов 310, 350 и 390 в восточном направлении.

В некоторых случаях возможно объединение этих двух методов для разработки специальных процедур при отказе связи в ТрВП RVSM. 

2.1.  Потеря связи при следовании по адаптированным структурам маршрутов с горизонтальным разделением входа и выхода в ВП RVSM.

На таких маршрутах вблизи границы ВП RVSM устанавливаются специальные пункты обязательных донесений – "А" и "В" (рис 1), предназначенные для определения времени начала маневра по изменению эшелона при отказе связи. Эти пункты располагаются таким образом, чтобы среднее время полета воздушных судов в верхнем воздушном пространстве от этих пунктов до границы ВП RVSM при входе –  не превышало, а при выходе – было не менее 20 мин полета. При отказе связи этим обеспечивается изменение эшелона полета в пределах ТрВП RVSM.

 


Рис.1

 

ВХОД:

-         при потере связи до входа в ВП RVSM пересечение границы ВП RVSM выполняется на эшелоне (CVSM) и со скоростью согласно текущего плана полета (диспетчерского разрешения, действующего до точки входа). Вертикальный маневр по изменению эшелона с CVSM на RVSM начинается через 20 мин после прохождения пункта "В". Занятие и выдерживание заявленного в FPL (RPL) эшелона RVSM и скорости (числа "М") полета должно быть обеспечено до прохождения границы района ОВД (FIR), смежного с ТрВП RVSM;

-         при потере связи после прохождения точки входа и получения от диспетчера ТрВП (и подтверждения экипажем) условий полета в ТрВП вертикальный маневр по изменению эшелона с CVSM на RVSM производится в соответствии с условиями диспетчерского разрешения. Занятие и выдерживание разрешенного эшелона CFL RVSM и заявленной в FPL скорости (числа "М") полета должно быть обеспечено до прохождения границы района ОВД (FIR), смежного с ТрВП RVSM.

ВЫХОД:

-         при полете без связи в ВП RVSM (связь потеряна до или после прохождения пункта "А") в случае, когда от диспетчера ТрВП условия изменения эшелона не получены или не подтверждены экипажем, вертикальный маневр по изменению эшелона от RVSM к CVSM начинается через 20 мин после прохождения пункта "A". Занятие и выдерживание эшелона CVSM и заявленной в FPL (RPL) скорости (числа "М") полета должно быть обеспечено до прохождения точки выхода из ВП RVSM;

-         при потере связи в пределах ТрВП, но при условии, что от диспетчера ТрВП уже были получены и подтверждены экипажем условия изменения эшелона, вертикальный маневр от RVSM на CVSM производится в соответствии с условиями диспетчерского разрешения. Занятие и выдерживание разрешенного эшелона CFL CVSM и заявленной в FPL (RPL) скорости (числа "М") полета должно быть обеспечено до прохождения границы ВП RVSM.

После прохождения точки выхода из ВП RVSM занимается ближайший попутный эшелон в метрической системе, заявленный в FPL или RPL для воздушного пространства России (12100 м, 11100, 10100, 9100).

2.2.  Потеря связи в ТрВП с опубликованной FLAS

Действующие в ТрВП FLAS предусматривают ограничение на использование эшелонов 310, 350 и 390  для полетов в восточном направлении в пределах определенного расстояния от границы ВП RVSM (рис.2). Такая "буферная зона" ("buffer airspace") может быть значительно меньше ТрВП, а может и полностью совпадать с ним. Ограничение на использование эшелонов 310, 350 и 390 в "буферной зоне" учитывается при составлении FPL и RPL, а также соответствующими органами ОВД, что позволяет исключить вероятность встречи двух ВС на одном эшелоне на границе ТрВП.

 

 


Рис.2

 

 

ВХОД:

-         при потере связи до входа в ВП RVSM пересечение границы ВП RVSM выполняется на эшелоне (CVSM) и со скоростью согласно текущего плана полета (диспетчерского разрешения, действующего до точки входа). Вертикальный маневр по изменению эшелона от CVSM к RVSM начинается непосредственно после прохождения пункта входа в ВП RVSM. Занятие и выдерживание заявленного в FPL (RPL) эшелона RVSM и скорости (числа "М") полета должно быть обеспечено в пределах «буферной зоны» ТрВП RVSM;

-         при отказе связи после прохождения точки входа и получения от диспетчера ТрВП (и подтверждения экипажем) условий полета в ТрВП вертикальный маневр по изменению эшелона от CVSM к RVSM производится в соответствии с условиями диспетчерского разрешения. Занятие и выдерживание разрешенного эшелона CFL RVSM и заявленной в FPL скорости (числа "М") полета должно быть обеспечено в пределах "буферной зоны" ТрВП RVSM.

ВЫХОД:

-         при полете без связи в ВП RVSM на эшелонах 390, 350 и 310 (связь потеряна до входа в "буферную зону") в случае, когда от диспетчера ТрВП условия изменения эшелона не получены или не подтверждены экипажем, вертикальный маневр по изменению текущего эшелона RVSM на эшелон RVSM, заявленный для "буферной зоны" в FPL или RPL (например, от FL350 к FL370) начинается непосредственно перед пересечением границы "буферной зоны" ТрВП.  В соответствии с процедурой, использующей FLAS в восточном направлении, дальнейшее изменение эшелона полета до пересечения границы ТрВП RVSM не потребуется;

-         После прохождения точки выхода из ВП RVSM занимается ближайший попутный эшелон в метрической системе, заявленный в FPL или RPL для воздушного пространства России (12100 м, 11100, 10100, 9100).

 

       9.   Действия при нарушениях требований EUR RVSM.

 

1.      Каждый случай серьезного нарушения требований в отношении выдерживания CFL RVSM в воздушном пространстве Европейского региона расследуется полномочными органами ОВД (Евроконтролем).  К таким случаям относятся:

-                  TVE, равная или превышающая  300 фут (90 м);

-                  ASE, равная или превышающая  245 фут (75 м);

-                  AAD, равная или превышающая  300 фут (90 м)*.

*) Если при сообщении об ADD в результате проверки показаний основных высотомеров стало очевидным, что причиной такой ситуации явилась ложная информация о высоте, передаваемая ответчиком ACAS, об этом немедленно сообщается органу ОВД (рекомендуемая фраза-"TRANSPONDER'S ALTITUDE REPORTING ERROR"). При такой ситуации нарушение требований EUR RVSM не фиксируется и для органов ОВД ВС не теряет статуса "Допущенного к RVSM". Если переключение на другой канал высоты ответчика ACAS не устранило ошибку, то органами ОВД ВС рассматривается как "ВС с отказавшим ответчиком по каналу высоты" с применением соответствующих процедур обслуживания таких ВС. 

2.      Независимо от того, кто зафиксировал нарушение – контролирующий орган, орган ОВД или эксплуатант (по данным СПИ или по докладу экипажа), инспекцией по безопасности полетов авиакомпании в течение 72 часов направляется сообщение в Департамент летных стандартов ГС МТ РФ, который, в свою очередь, взаимодействует с Евроконтролем по расследованию этого нарушения.  В сообщении указываются:

- номер ВС и номер Разрешения на производство полетов в RVSM, фамилия командира ВС;

- маршрут (выполняемый рейс), время, место и разрешенный эшелон - CFL;

- причина нарушения и ее краткий анализ;

- предпринимаемые меры, направленные на предотвращение ее повторения.

3.      При получении сообщения от органа ОВД о значительной ошибке выдерживания высоты, подпадающей под критерии нарушения согласно п.1, или если нарушение замечено самим экипажем, то в полете фиксируется:

- место и время;

- CFL, показания основных и резервных высотомеров и установленное давление;

- различия в показаниях двух основных высотомеров (любое значение);

- установленное значение заданной высоты в системе контроля и сигнализации;

- режим работы автопилота;

- режим работы и канал связи с высотомером оборудования ACAS.

- После завершения рейса (в базовом аэропорту) эти сведения записываются в бортовой журнал ВС, ПДО АТБ предупреждается о необходимости снятия и расшифровки СОК, а командир ВС составляет письменный отчет о нарушении и прикладывает его к отчетной документации о полете.

Факт нарушения требований EUR RVSM, независимо от того, вызвано нарушение техническими причинами или ошибками экипажа, является предметом тщательного расследования  руководством лётной службы и инспекции по безопасности полетов авиакомпании. Расследование производится исключительно для выявления причин и принятия мер, направленных на предотвращение последующих нарушений требований EUR RVSM, а также  и составления соответствующего сообщения в Департамент летных стандартов ГС ГА МТ РФ.

 

Выполнение полетов в условиях RVSM Азиатского региона.

 

  1. Летная годность, эксплуатационное разрешение, контроль.

 

Эксплуатанты должны получить эксплуата­ционное разрешение на выполнение поле­тов с RVSM от государства регистрации или государства эксплуатанта соответст­венно.

Если ВС, использующее RVSM, оборудова­но системой предотвращения опасного сближения ВС в воздухе ACAS II (TCAS), это оборудование должно быть обновлено до уровня версии 7.0 или последней приня­той версии, чтобы его оптимально исполь­зовать в воздушном пространстве с RVSM. Основной частью ввода в эксплуатацию RVSM является способность контролиро­вать высоту ВС, чтобы обеспечить соответ­ствие стандарту способности ВС выдержи­вать заданную высоту полета. Эксплуатанты должны получить подтвер­ждение эксплуатационной и летной годности от государства регистрации или от государства эксплуатанта соответственно для выполнения полетов с RVSM.

 

  1. Действия экипажа в полете в ВП c RVSM  в Азиатском регионе.

 

Перед входом в воздушное пространство с RVSM, пилот должен проверить состояние обязательного   оборудования,   которое включает:

- две основные системы измерения высо­ты;

- одно автоматическое устройство выдер­живания высоты;

- одно устройство сигнализации об откло­нении от заданной высоты. Пилот должен сообщить УВД, когда ВС:

- больше не соответствует требованиям RVSM в связи с отказом оборудования;

испытывает потерю резервирования систем высотомера;

- входит в зону турбулентности, затраги­вающую способность сохранять эшелон. Во время изменений эшелона ВС не долж­но выходить за пределы заданного эшело­на более, чем на 150 фт (45 м). За исключением эксплуатации в условиях автоматического зависимого наблюдения (ADS) или использования РЛ, пилот должен сообщать достижение любой заданной высоты в пределах воздушного простран­ства с RVSM.

 

  1. Специальные процедуры при непредвиденных обстоятельствах.

 

Следующие общие процедуры используют­ся как дозвуковыми, так и сверхзвуковыми ВС и являются лишь рекомендациями. Поскольку нельзя предусмотреть все не­предвиденные обстоятельства, указанные процедуры относятся к случаям, когда невозможно сохранять заданный эшелон по причине:

- погоды;

- летно-технических характеристик ВС;

- разгерметизации;

- проблем, связанных с высотным полетом сверхзвукового ВС.

Процедуры используются главным образом при скоростном снижении и/или при раз­вороте на обратный курс либо при уходе на запасной аэродром. Пилот сам определяет последовательность действий,  которые необходимо предпринять с учетом особых обстоятельств.

Если ВС не может продолжать полет в соответствии с имеющимся диспетчерским

разрешением, ему следует, если возможно, получить новое диспетчерское разреше­ние перед тем, как предпринять какое-либо действие, используя сигналы бедствия или срочности.

Если предварительно диспетчерское раз­решение не может быть получено, его следует получить как можно раньше и, до получения нового диспетчерского раз­решения, пилот должен:

- если возможно, выполнить отклонение от организованной схемы маршрутов;

- передавать по радио, с соответствующи­ми интервалами, позывной ВС, эшелон, местоположение ВС (включая обозначение маршрута ОВД или код маршрута полета соответственно), и свои намерения на заданной частоте, а также на частоте 121.5 МГц (или, в качестве резервной, на частоте ОВЧ для радиопередачи с борта на борт 123.45);

- вести наблюдение за встречным воздуш­ным движением как визуально, так и с помощью систем TCAS/ACAS (если имеют­ся);

- включить бортовые огни ВС (в соответст­вии с имеющимися эксплуатационными ограничениями).

ВС, которым требуется скоростное снижение, разворот на 180 градусов или уход на запасной аэродром:

- Первоначальные действия:

Если невозможно получение нового дис­петчерского разрешения, ВС должно уйти со своего заданного маршрута или курса путем правого или левого разворота на 90°, в зависимости от имеющейся возмож­ности. Направление разворота должно быть определено местоположением ВС относительно   любого   установленного маршрута или системы маршрутов (напри­мер, находится ли ВС вне, на границе или в пределах системы). Другими факторами, которые   следует учитывать, являются высота над местностью и высоты, относя­щиеся к соседним маршрутам.

- Последующие действия:

- ВС, способное сохранять эшелон:

должно выйти на и сохранять в любом направлении фактический маршрут поле­та с боковым эшелонированием в 25 м. миль от своего заданного маршрута и, выйдя на смещенный маршрут, выполнить набор или снижение на 500 фт (150 м);

ВС, не способное сохранять эшелон: должно, по мере возможности, све­сти к минимуму скорость снижения при развороте для выхода на и сохранения в любом направлении маршрута с боковым эшелонированием в 25 м. миль от своего заданного маршрута. Для последующего горизонтального полета следует выбрать эшелон, отличающийся на 500 фт (150 м) от обычно используемого эшелона;

-Уход на запасной аэродром через соседний поток движения: перед началом ухода на запасной аэродром через соседний поток движения, ВС, при сохранении смещения в 25м. миль, должно выполнить набор выше или сни­жение ниже эшелонов, на которых выпол­няют полеты большинство участников движения (например, на или выше FL 400 или ниже FL 290) и затем сохранять эше­лон, который отличается на 500 фт (150 м) от обычно используемого эшелона. Однако, если пилот не может или не же­лает выполнять значительный набор или снижение, ВС должно выполнять полет на 500 фт выше или ниже обычно исполь­зуемых эшелонов до получения нового диспетчерского разрешения;

- ВС ETOPS: при отказе одного двигателя или отказе одной из важных систем ETOPS пилот должен как можно скорее связаться с диспетчерской службой, со­общить тип данного ВС и запросить сроч­ную помощь.

 

4.Отклонение от маршрута по причине неблагоприятных метеоусловий:

 

Следующие процедуры имеют целью обес­печить наведение. Нельзя предусмотреть все непредвиденные обстоятельства. Пи­лот сам в конечном счете определяет последовательность действий,  которые следует предпринять, а ДС оказывает ему всю возможную помощь.

Если ВС должно отклониться от маршрута по причине неблагоприятных метеоусло­вий, а перед этим не может быть получено диспетчерское разрешение, это разреше­ние должно быть получено как можно бы­стрее. В это время ВС должно выполнять процедуры, указанные ниже.

Пилот должен сообщить ДС, когда больше не будет требоваться отклонение от мар­шрута по причине метеоусловий или когда такое отклонение будет закончено и ВС вернется на осевую линию своего заданно­го маршрута, Получение права первоочередности от ДС:

Если пилот устанавливает связь с ДС с применением фразеологии "WEATHER DEVIATION REQUIRED" ("ТРЕБУЕТСЯ ОТ­КЛОНЕНИЕ ПО ПРИЧИНЕ МЕТЕОУСЛО­ВИЙ"), это указывает на право первооче­редного обслуживания на используемой частоте и немедленного ответа диспетче­ра.

Пилот также имеет возможность начать свои радиосообщения сигналом срочно­сти "PAN PAN PAN", чтобы предупредить все принимающие станции об особых условиях полета, при которых может быть получено право первоочередности от ДС для выдачи диспетчерского разрешения или помощи.

Когда установлена связь между диспет­чером и пилотом, пилоту следует доло­жить ДС и запросить диспетчерское раз­решение на отклонение от маршрута, указав, когда возможно, величину ожи­даемого отклонения. ДС примет одну из следующих мер:

- если нет никакого встречного движения в горизонтальном направлении, ДС раз­решит отклонение от маршрута;

- если есть встречное движение в гори­зонтальном направлении, ДС выделит данное ВС, установив другой эшелон;

- если есть встречное движение, в гори­зонтальном направлении и ДС не может установить вертикальное эшелонирова­ние, ДС должна:

1) сообщить пилоту о невозможности выдать разрешение на запрашиваемое отклонение;

2) сообщить пилоту о встречном дви­жении;

3) запросить пилота о его намерениях. Пилот предпримет следующие действия:

- как можно быстрее сообщит ДС о своих намерениях;

- будет действовать в соответствии с вы­данным диспетчерским разрешением; или

- будет' выполнять процедуры, указанные ниже. (ДС обеспечит основную информацию о воздушном движении для всех затронутых ВС);

- если необходимо, пилот должен устано­вить речевую радиосвязь с ДС для обме­на информацией о ситуации. Если невозможно установить связь или получить новое диспетчерское разреше­ние:

- пилот должен предпринять действия, указанные ниже, при условии, что пилот может нарушить правила полетов (напри­мер, требование выполнять полет по осе­вой линии маршрута, если нет других указаний ДС), если это абсолютно необхо­димо в интересах безопасности;

- если невозможно установить связь или получить новое диспетчерское разрешение и при этом требуется отклонение от мар­шрута по причине метеоусловий, пилоту надо предпринять следующие действия:

- если возможно, отклониться от установ­ленного маршрута или маршрутов;

- передавать по радио, с соответствующи­ми интервалами, позывной ВС, эшелон, местоположение ВС (включая обозначение маршрута ОВД или код маршрута полета) и намерения (включая расчетную величину отклонения) на используемой частоте, а также на частоте 121.5 МГц (или, в качест­ве резервной, на частоте ОВЧ для радио­передачи с борта на борт);

- вести наблюдение за встречным воздуш­ным движением как визуально, так и с помощью систем TCAS/ACAS (если имеют­ся);

- включить бортовые огни ВС (в соответст­вии с имеющимися эксплуатационными ограничениями);

- при отклонениях менее, чем 10м. миль, ВС должно оставаться на эшелоне, задан­ном диспетчерской службой; или

- при отклонениях более 10 м. миль, когда ВС находится на расстоянии приблизи­тельно 10 м. миль от маршрута, начать изменение эшелона, основанное на сле­дующих критериях:

 

МПУ полета

 

Отклонения >10 м.миль

 

Изменение эшелона

 

ВОСТОК 000-179°

 

ВЛЕВО

 

СНИЖЕНИЕ 300 фт

 

ВПРАВО

 

НАБОР 300 фт

 

ЗАПАД 180-359°

 

ВЛЕВО

 

НАБОР 300 фт

 

ВПРАВО

 

СНИЖЕНИЕ 300 фт

 

 

Примечание:

Пилот должен сообщать о местоположении ВС и своих намерениях, вести наблюдение за встречным воздушным движением и обмениваться радиопередачами с борта на борт с соседними ВС. Если пилот опреде­ляет, что на одном с ним эшелоне или рядом находится другое ВС, с которым данное ВС может встретиться, пилот дол­жен, если необходимо, скорректировать траекторию полета так, чтобы избежать встречи.

- если связь не установлена перед откло­нением, продолжать попытки установить связь с ДС для получения диспетчерского разрешения.  Если связь установлена, продолжать сообщать ДС свои намерения и получать основную информацию о воз­душном движении;

- при возвращении на курс занять задан­ный эшелон, когда ВС находится в преде­лах приблизительно 10 м. миль от осевой линии.

 

5. Донесения о местоположении при пролетах границы FIR.

 

Донесения о местоположении требуются при пролетах контрольных точек, которые являются пунктами обязательного донесе­ния, и когда их запрашивает служба УВД. Чтобы избежать дублирования передач донесений о местоположении, должны использоваться следующие процедуры:

 

При входе в FIR:

 

Донесения направлять по адресу:

 

Япония

 

Naha Radio

 

Манила

 

Manila Radio

 

Токио

 

Tokyo Radio

 

Наха

 

Naha Radio

 

 

6. Планирование полетов.

 

Разрешение на использование RVSM тре­буется ВС, выполняющим полет в пределах воздушного пространства с RVSM. Эксплуатант должен обеспечить, чтобы соот­ветствующая государственная инстанция выдала ВС разрешение, подтверждающее его соответствие требованиям RVSM для зарегистрированного маршрута полета и любых запланированных запасных маршру­тов. В стандартном плане полета ИКАО следует поставить букву "W" в графе 10 (Оборудование), чтобы указать, что ВС имеет разрешение на RVSM.