Расшифровка восьмицифровых групп состояния ВПП. |
Первая и вторая цифры – обозначение ВПП (Runway Designator). Две цифры соответствуют номеру ВПП: 1) параллельные ВПП: - Левая ВПП указывается номером, - Правая ВПП увеличивается на 50. 2) 88 – информация даётся для всех ВПП. Ставится вместо номера ВПП, если информация дана для всех ВПП. 3) 99 – информация повторяется из последнего сообщения. Ставится вместо номера ВПП, если информация является повторением последнего сообщения, так как во время данной передачи новая информация не была получена.
Третья цифра – условия покрытия ВПП (Runway Deposits). 0 – чисто и сухо (Clear and dry.) 1 – влажно (Damp.) 2 – мокро или вода местами (Wet or water patches.) 3 – иней или изморозь (Rime or frost covered.) 4 – сухой снег (Dry snow.) 5 – мокрый снег (Wet snow.) 6 – слякоть (Slush.) 7 – лёд (Ice.) 8 – уплотнённый или укатанный снег (Compacted or rolled snow.) 9 – замёрзшая или неровная поверхность (Frozen ruts or ridges.) / – условия покрытия не указываются (Type of deposit not reported.) CLRD – чисто (Cleared) (буквы вместо 3. 4. 5 и 6-й цифр в группе.) DENEB – ведутся работы по рассеиванию тумана (может выдаваться в конце погоды).
Четвёртая цифра – степень покрытия (загрязнения) ВПП (Extent of Runway Contamination). 1 – менее 10% ВПП покрыта. 2 – от 11 до 25% ВПП покрыта. 5 – от 26 до 50% ВПП покрыта. 9 – от 51 до 100% ВПП покрыта. / – нет данных (в связи с очисткой ВПП и т.д.)
Пятая и шестая цифры – толщина покрытия ВПП (Depth of Runway Contamination). 00 – менее 1 мм. 91 – в коде не употребляется 01 – 1 мм. 92 – 10 см. 02 – 2 мм. 93 – 15 см. . . . . . . . 94 – 20 см. и т.д. 90 – 90 мм. 99 – ВПП не работает (из-за очистки от снега, слякоти, льда и т.д.) // – нет измерений или толщина покрытия не значительна (не влияет на эксплуатацию).
Седьмая и восьмая цифры – коэффициент сцепления или эффективность торможения (Friction Coefficient or Bracking Action). а) коэффициент сцепления. В группе ставят две цифры (десятые и сотые доли), а при раскодировании следует впереди этих цифр поставить ноль. Например, цифра кода 28 – коэффициент сцепления 0.28; цифра кода 35 – коэффициент сцепления 0.35 и т.д. б) эффективность торможения. 91 – плохая (Poor) 95 – хорошая (Good) 92 – плохая / средняя (Poor / Medium) 99 – ненадёжное измерение 93 – средняя (Medium) // – нет данных, ВПП не работает, а/д закрыт 94 – средняя / хорошая (Medium / Good)
В России восьмицифровой группой состояния ВПП передают 4 аэропорта: - Домодедово, Шереметьево, Санкт Петербург и Екатеринбург.
|
Расшифровка шестицифровых групп состояния ВПП. |
Первая и вторая цифры – обозначение ВПП.
Две цифры соответствуют номеру ВПП: 1) параллельные ВПП: - Левая ВПП указывается номером, - Правая ВПП увеличивается на 50. 2) 88 – информация даётся для всех ВПП. Ставится вместо номера ВПП, если информация дана для всех ВПП. 3) 99 – информация повторяется из последнего сообщения. Ставится вместо номера ВПП, если информация является повторением последнего сообщения, так как во время данной передачи новая информация не была получена.
Третья цифра – условия покрытия ВПП.
0 – мокро (включая наличие луж), 1 – иней или изморозь (средняя толщина менее 1мм.), 2 – сухой снег (местами или расчищено частично), 3 – сухой снег (покрыто), 4 – мокрый снег или слякоть (местами или расчищено частично), 5 – мокрый снег или слякоть (покрыто), 6 – лёд (местами или расчищено частично), 7 – лёд (покрыто), 8 – уплотнённый или укатанный снег, 9 – мёрзлый снег с неровной поверхностью, / – условия покрытия не указываются, нет данных (в связи с очисткой ВПП и т.д.) CLRD – чисто (Cleared) (буквы вместо 3. 4. 5 и 6-й цифр в группе.)
Четвёртая и пятая цифры – толщина покрытия (загрязнения) ВПП.
Цифры кодирования с 01 до 90 означают толщину покрытия ВПП в мм, с 92 до 98 – в см:
00 – менее 1 мм. 91 – в коде не употребляется 01 – 1 мм. 92 – 10 см. 02 – 2 мм. 93 – 15 см. . . . . . . . 94 – 20 см. и т.д. 90 – 90 мм. 99 – ВПП не работает (из-за очистки от снега, слякоти, льда и т.д.) // – нет измерений или толщина покрытия не значительна (не влияет на эксплуатацию).
Шестая цифра – расчётный коэффициент, характеризующий эффективность торможения.
Употребляются цифры кода 1 – 5 и 9, имеющие следующие значения:
1 – плохая (0.25 и менее) 2 – средняя / плохая (0.26 – 0.29) 3 – средняя (0.3 – 0.35) 4 – средняя / хорошая (0.36 – 0.39) 5 – хорошая (0.4 и более) 9 – ненадёжное измерение Следует соблюдать осторожность при посадке, когда ставится цифра кода 9. / – эффективность торможения не измерена, (нет данных), но одной из причин может быть что ВПП не работает, (аэродром закрыт).
|
Таблица пересчёта коэффициента сцепления (КСц), указываемого в авиационных сводках погоды METAR |
Для посадки нужен нормативный Ксц
Большинство аэропортов России и СНГ в сводках погоды METAR передаёт нормативный КСц (последняя колонка в таблице ежечасной фактической погоды на нашем сайте), именно он учитывается командирами экипажей при принятии решения на вылет (минимально допустимое значение КСц составляет 0.3). Аэропорт Шереметьево передаёт в сводках измеренный КСц, его перед использованием нужно пересчитать по таблице в нормативный КСц. После введения поправки 74 ИКАО с 07.11.07 и другие отечественные аэропорты начинают передавать состояние полосы по международным правилам.
Теперь код METAR
предписывает состояние ВПП передавать: В США секцию RMK чётко формализовали (утвердив в ВМО и ИКАО): они практически довели код METAR до кода FM-12 SYNOP (КН-01 в российской номенклатуре) и передают в этой секции недостающие, но наблюдаемые параметры. Всё это чётко регламентировано, и документацию по этому поводу можно найти в Интернете, например на aviation.weather.gov. В России содержание секции RMK документально не закреплено, в результате чего возникает двойственность толкования, что является серьёзной проблемой для потребителей сводок METAR - экипажей воздушных судов (как российских, так западных), прилетающих в российские аэропорты.
|