Расшифровка восьмицифровых групп состояния ВПП.

                                                                            

Первая и вторая цифры – обозначение ВПП (Runway Designator).

Две цифры соответствуют номеру ВПП:

1)      параллельные ВПП:  - Левая ВПП указывается номером,

                                          - Правая ВПП увеличивается на 50.

2)      88 – информация даётся для всех ВПП. Ставится вместо номера ВПП, если информация дана для всех ВПП.

3)      99 – информация повторяется из последнего сообщения. Ставится вместо номера ВПП, если информация является повторением последнего сообщения, так как во время данной передачи новая информация не была получена.

 

Третья цифра – условия покрытия ВПП (Runway Deposits).

0 – чисто и сухо (Clear and dry.)

1 – влажно (Damp.)

2 – мокро или вода местами (Wet or water patches.)

3 иней или изморозь (Rime or frost covered.)

4сухой снег (Dry snow.)

5мокрый снег (Wet snow.)

6 – слякоть (Slush.)

7 – лёд (Ice.)

8уплотнённый или укатанный снег (Compacted or rolled snow.)

9 – замёрзшая или неровная поверхность (Frozen ruts or ridges.)

/  – условия покрытия не указываются (Type of deposit not reported.)

CLRD – чисто (Cleared) (буквы вместо 3. 4. 5 и 6-й цифр в группе.)

DENEB – ведутся работы по рассеиванию тумана (может выдаваться в конце погоды).

 

Четвёртая цифрастепень покрытия (загрязнения) ВПП (Extent of Runway Contamination).

1 – менее 10% ВПП покрыта.

2 – от 11 до 25% ВПП покрыта.

5 – от 26 до 50% ВПП покрыта.

9 – от 51 до 100% ВПП покрыта.

/  – нет данных (в связи с очисткой ВПП и т.д.)

 

Пятая и шестая цифры – толщина покрытия ВПП (Depth of Runway Contamination).

00 – менее 1 мм.                   91 – в коде не употребляется            

01 – 1 мм.                             92 – 10 см.

02 – 2 мм.                             93 – 15 см.

. .     . . . . .                            94 – 20 см. и т.д.  

90 – 90 мм.

99 – ВПП не работает (из-за очистки от снега, слякоти, льда и т.д.)

//  – нет измерений или толщина покрытия не значительна (не влияет на эксплуатацию).

 

Седьмая и восьмая цифры – коэффициент сцепления или эффективность торможения

                                                  (Friction Coefficient or Bracking Action).

а) коэффициент сцепления. В группе ставят две цифры (десятые и сотые доли), а при раскодировании следует впереди этих цифр поставить ноль. Например, цифра кода 28 – коэффициент сцепления 0.28;  цифра кода 35 – коэффициент сцепления 0.35 и т.д.

б) эффективность торможения

91 – плохая (Poor)                                             95 – хорошая (Good)

92 – плохая / средняя (Poor / Medium)               99 – ненадёжное измерение

93 – средняя (Medium)                                      //  – нет данных, ВПП не работает, а/д закрыт

94 – средняя / хорошая (Medium / Good)

 

 

В России восьмицифровой группой состояния ВПП передают 4 аэропорта:

   - Домодедово, Шереметьево, Санкт Петербург и Екатеринбург.

 

Расшифровка шестицифровых групп состояния ВПП.

                                                                            

 Первая и вторая цифры – обозначение ВПП.

 

Две цифры соответствуют номеру ВПП:

1)      параллельные ВПП:  - Левая ВПП указывается номером,

                                          - Правая ВПП увеличивается на 50.

2)      88 – информация даётся для всех ВПП. Ставится вместо номера ВПП, если информация дана для всех ВПП.

3)      99 – информация повторяется из последнего сообщения. Ставится вместо номера ВПП, если информация является повторением последнего сообщения, так как во время данной передачи новая информация не была получена.

 

Третья цифра – условия покрытия ВПП.

 

0 – мокро (включая наличие луж),

1 – иней или изморозь (средняя толщина менее 1мм.),

2 – сухой снег (местами или расчищено частично),

3 – сухой снег (покрыто),

4 – мокрый снег или слякоть (местами или расчищено частично),

5 – мокрый снег или слякоть (покрыто),

6 – лёд (местами или расчищено частично),

7 – лёд (покрыто),

8 – уплотнённый или укатанный снег,

9 – мёрзлый снег с неровной поверхностью,

/  – условия покрытия не указываются, нет данных (в связи с очисткой ВПП и т.д.)

CLRD – чисто (Cleared) (буквы вместо 3. 4. 5 и 6-й цифр в группе.)

 

 

Четвёртая и пятая цифры – толщина покрытия (загрязнения) ВПП.

 

Цифры кодирования с 01 до 90 означают толщину покрытия ВПП в мм, с 92 до 98 – в см:

 

00 – менее 1 мм.                   91 – в коде не употребляется            

01 – 1 мм.                             92 – 10 см.

02 – 2 мм.                             93 – 15 см.

. .     . . . . .                            94 – 20 см. и т.д.  

90 – 90 мм.

99 – ВПП не работает (из-за очистки от снега, слякоти, льда и т.д.)

//  – нет измерений или толщина покрытия не значительна (не влияет на эксплуатацию).

 

 

Шестая цифра – расчётный коэффициент, характеризующий эффективность торможения.

 

Употребляются цифры кода 1 – 5 и 9, имеющие следующие значения:

 

1 – плохая (0.25 и менее)                                 

2 – средняя / плохая (0.26 – 0.29)            

3 – средняя (0.3 – 0.35)                                     

4 – средняя / хорошая (0.36 – 0.39)

5 – хорошая (0.4 и более)

9 – ненадёжное измерение

 Следует соблюдать осторожность при посадке, когда ставится цифра кода 9.

/  – эффективность торможения не измерена, (нет данных), но одной из причин может быть что

   ВПП не работает, (аэродром закрыт).

 

Таблица пересчёта коэффициента сцепления (КСц), указываемого в авиационных сводках погоды METAR

Для посадки нужен нормативный Ксц

 

 

Большинство аэропортов России и СНГ в сводках погоды METAR передаёт нормативный КСц (последняя колонка в таблице ежечасной фактической погоды на нашем сайте), именно он учитывается командирами экипажей при принятии решения на вылет (минимально допустимое значение КСц составляет 0.3).

Аэропорт Шереметьево передаёт в сводках измеренный КСц, его перед использованием нужно пересчитать по таблице в нормативный КСц. После введения поправки 74 ИКАО с 07.11.07 и другие отечественные аэропорты начинают передавать состояние полосы по международным правилам.

Теперь код METAR предписывает состояние ВПП передавать:
а) регулярно;
б) в основной части кода (до RMK);
в) кодировать 8-значной группой.
Этого подавляющее большинство российских аэропортов пока не делают, ограничиваясь только 8-значной группой в секции RMK или вообще указывая КСц архаичным образом в виде "SC045".

В США секцию RMK чётко формализовали (утвердив в ВМО и ИКАО): они практически довели код METAR до кода FM-12 SYNOP (КН-01 в российской номенклатуре) и передают в этой секции недостающие, но наблюдаемые параметры. Всё это чётко регламентировано, и документацию по этому поводу можно найти в Интернете, например на aviation.weather.gov.

В России содержание секции RMK документально не закреплено, в результате чего возникает двойственность толкования, что является серьёзной проблемой для потребителей сводок METAR - экипажей воздушных судов (как российских, так западных), прилетающих в российские аэропорты.